Сейчас стало модным проводить день деревни, обычно проводятся эти дни летом, да и понятно, у людей отпуска, легче приехать.
Но мне вспоминаются престольные праздники, как их праздновали. В нашей деревне их было два - осенью и весной. Мне почему то запомнилось, что называли их Иванов день. Или я что-то путаю, престольный то праздник был в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Прошло время, благодаря интернету, нашла кое-какие архивные данные.
Церковь наша построена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Так 21 сентября в день Рождества Богородицы праздновался наш осенний престольный праздник. А 21 мая 1896 года храм был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Это и был наш весенний престольный праздник. По моим детским воспоминаниям, осенью праздновали более широко, весной как-то меньше, весенние полевые работы и в колхозе, и дома. Это чисто мое восприятие.
Напишу немного о создании прихода в Лисе. Взято из различных архивных источников.
До 1890 года Лисинская округа относилась приходом к селу Улеш. Для крестьян это было далеко и неудобно. Село Улеш находится по другую сторону реки Кокшага. Весной до схода льда с реки и в начале зимы, пока лед на реке не встал, добираться до церкви было весьма затруднительно.
Крестьяне деревень Черемисской и Русской Лисы, Малой Горки, Крутого, Сибаихи, Малого Едуна, Самодурихи (Красногорья) и починков Черной Речки, Александровского и Оленевского (Чигирян) провели сход, на котором было принято решение о ходатайстве перед Епископом Вятским Сергием о создании прихода в Лисе.
От имени всех крестьян перед Преосвященным Сергием прошение передали крестьяне Ихтинской волости Яранского уезда деревни Лисы Черемисской Дмитрий Максимов и починка Черной Речки Федор Ипатов.
Происходило это в марте 1888 года.
А уже 18 февраля 1890 года по указу св.Синода за №632 приход в Лисе был открыт.
Было дано разрешение на строительство храма.
Решено было строить храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Но в связи с отсутствием строительных материалов, в основном кирпича, строительство началось только в 18 октября 1891 года и длилось четыре с половиной года.
К началу осени 1895 года посреди деревни красовалось пятиглавое церковное строение с красивой церковной оградой. К сожалению снимков действующей церкви не сохранилось. Очень надеюсь, что кто-нибудь хранит в своих архивах ее фотографию.
21 мая 1896 года храм был освящен во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Службы в храме продолжались и после революции, до 1930 года. Красивую кирпичную ограду разобрали на кирпич для строительства Санчурской средней школы. Службы прекратились и церковь пришла в запустение.
Церковь работать перестала, а престольный праздник остался. В этот день съезжались гости со всех сторон. Молодежь приезжала с окрестных деревень на празднование. Столько народа на площади собиралось!
Принаряженные парни и девушки "ходили по горелочке". Думаю, что немногие уже помнят и знают такое выражение.
Что означало это выражение? А вот что. Молодежь, человека по четыре-пять брались под руки, за ними следующая пятерка, за ними следующая. Образовывался такой эллипс из молодежи. И все медленно-медленно двигались по кругу, тут и гармошки, и пляски, и песни. А вокруг стояли взрослые, родители, бабушки-дедушки. Как сейчас понимаю, происходил этакий смотр женихов-невест. Смотрели, подмечали все. Мы, мелочь бегали среди молодых, показвая свою удаль (читай дурь), дергали за платья, подталкивали, и т.д.
А народу собиралось много. Кто представляет Лисинскую площадь, то круг этот иногда был от старого магазина и до окончания церкви, немного не доходил до школьной оградки.
Помню однажды у нас в этот день гостила папина сестра с зятем из Красноярска. Зять увидел такое и воскликнул: "Это за чем такая очередища?" Бабушка объяснила, что у нас так гуляют.
На празднованиях не обходилось без выпивки. А где выпивка - там и драки. Парни бывало дрались деревня на деревню, но как то все обходилось. Да и мужики не уступали. А бабушка у меня говорила "что за праздник, если драчи(драки) не было."
Постепенно такие гуляния стали сходить на нет. Открыли клуб, молодежь собираться там стала, появились другие интересы.
Хотя и прошло много лет, я до сих пор вспоминаю престольные праздники, какие-то общедеревенские, семейные, добрые.
|